Автор: admin | 22.01.2010 | 3:15 | В рубриках Бизнес-планирование, Инвестиции

Газета “Южная столица - Ростов”, сми

Один из самых разумных способов вложения денег - это покупка хорошо налаженного действующего бизнеса, приносящего хорошую прибыль. В условиях современной экономики большинства развитых стран мира покупка и продажа действующих бизнесов уже давно стала устоявшейся практикой.

Под действующим бизнесом при этом понимается юридически и организационно оформленный способ ведения предпринимательской деятельности, допускающий отчуждение (то есть не связанный по своей природе с личностью владельца), обладающий стоимостью и ликвидностью и включающий в себя необходимый набор компонентов, к которым относятся:

• материальные активы (собственные или арендованные оборудование и недвижимость, материалы, денежные средства и прочее);
• нематериальные активы (фирменное наименование, торговая марка, лицензии, патенты, авторские и иные смежные права, ноу-хау, технологии ведения бизнеса);
• квалифицированный персонал, должным образом управляемый, мотивируемый и способный к совместной деятельности (команда);
• продукты (услуги) , востребованные рынком, занятый на рынке сегмент, сформировавшийся круг лояльных клиентов.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОКУПКИ ГОТОВОГО БИЗНЕСА
Во-первых, отсутствие необходимости заниматься организацией, становлением и первоначальной раскруткой бизнеса, закупки производственного оборудования, налаживания связей с поставщиками.

Во-вторых, говоря о готовом бизнесе, следует помнить, что у покупаемого действующего предприятия уже сформировалось положение на рынке товаров и услуг.
В-третьих, покупая готовый бизнес, вы приобретаете и клиентов, которые пользуются услугами покупаемого предприятия, что дает возможность включения в работу и получения прибыли уже со дня покупки.

В-четвертых, отсутствует необходимость заниматься глобальным поиском и подбором персонала.
В-пятых, покупая бизнес, вы покупаете не только производственное оборудование или товарные запасы, но и деловую репутацию предприятия, его брэндовость и наработанный опыт.

ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ?
Есть много причин для покупки бизнеса. Они все, однако, сводятся к двум главным:
1. Те, кто не имели опыта в бизнесе, могут рассматривать возможность покупки работающего дела вместо того, чтобы начинать с самого начала.

2. Лица, уже владеющие бизнесом, могут пожелать приобрести еще один бизнес с целью ускорения финансового роста, чтобы вызвать доверие со стороны внешних источников капитала, пополнения товарной линии, увеличения своих возможностей или освоение нового рынка.
Разумеется, дело пойдет быстрее, если вы приобретете бизнес, который уже давно и успешно работает.

В этом случае :
• уже существует определенный товар или услуга,
• готов штат наемных сотрудников,
• рынок с реальными потребителями,
• сеть поставщиков,
• установлены дистрибутивные каналы,
• существует вполне определенный доход.

Вам не придется учиться определять вышеизложенные характеристики, что в корне отличается от ситуации при построении совершенно нового дела. Вместо этого, вы направите свою энергию на поддержку и улучшение существующего бизнеса. Наиболее привлекательно в этом то, что вам не придется придумывать или выбирать новый вид товара или услуги: все уже сделано предшественником.

РАСШИРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если вы уже владеете бизнесом, приобретение нового дела может стать стратегическим движением вперед. Например, ваша цель - быстрый рост. Приобретение нового бизнеса может быть способом более быстрого роста, чем при условии расширения существующего дела. В сущности, ваша покупка может стать способом создания дохода, который вы сможете немедленно инвестировать в существующее дело.
Приобретение может обеспечить вас новыми ресурсами и новыми возможностями. Если вы совершите обдуманное приобретение, оно даст возможность обогнать конкурентов или даже купить их бизнес, став монополистом в определенной сфере.

ЧТО ПОКУПАТЬ?
Решение относительно того, что приобрести, будет для вас несколько легче, если вы уже владеете бизнесом. Ваша прежняя работа поможет определить, к чему необходимо стремиться в смысле размера бизнеса и требуемого имущества. Если вы начинаете бизнес с нуля, ограничения будут определены тем, что позволяют ваши финансы, ваши навыки, интересы и связи. Один из возможных подходов - покупка неоптимального или даже неудачного бизнеса по заниженной цене и работа по возрождению его. Однако успех полностью определяется глубоким знанием данного бизнеса, обладанием идеями - лучшими, чем существующие и используемые для менеджмента, и обладанием возможностями - в смысле денег и искусства управления - для обеспечения необходимых изменений.

Решив купить либо продать бизнес, вы должны понимать, что вы начинаете новый, самостоятельный, коммерческий проект. Как и любой другой проект, он потребует от вас времени, нервов, денег, специалистов, способных его реализовать, т.к. дело это очень непростое. Специфичность купли-продажи готового бизнеса заключается в том, что к решению вопроса покупки или продажи готового предприятия нельзя подойти с той же стороны, с какой вы бы подошли при продаже или покупке объекта недвижимости или партии какого-либо товара.

Договорившись о совершении сделки, необходимо ее правильно оформить, предварительно оценив ее юридическую чистоту, а также проконтролировать проводимые взаиморасчеты. Комплекс возникающих при этом вопросов под силу решить лишь специалистам, профильно занимающимся сопровождением таких проектов.

Рынок готового бизнеса в России, как самостоятельный сегмент, начал формироваться всего три года назад. Для западных стран рынок готового бизнеса - явление привычное. Товаром на нем выступают действующие предприятия. Речь идет не о каких-то враждебных слияниях и поглощениях, а о поиске преемника, способного обеспечить дальнейшее существование предприятия.
Возникает резонный вопрос: если собственник продает свой бизнес, значит, дела у него не ладятся, или фирма убыточная, или есть еще какие-либо “подводные мины”. Так ли это?

МОТИВЫ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ БИЗНЕСОВ
Имеется множество причин, по которым владельцы предлагают к продаже действующие бизнесы .

К основным из них можно отнести мотивы личного характера, не позволяющие собственнику продолжать дело, выход на пенсию, болезнь, смерть. Кроме того, к подобного рода причинам относятся усталость владельца бизнеса, его нежелание продолжать работать или просто переезд на другое место жительства.

Следующая группа причин связана с состоянием и перспективами бизнеса. При этом имеются в виду такие мотивы продажи, как, во-первых, неуспешность бизнеса, когда владелец не справляется с ним и не имеет ресурсов для того, чтобы исправить ситуацию, либо ему угрожает банкротство вследствие изменения внешних условий.

Во-вторых, отсутствие у собственников инвестиционных ресурсов для осуществления вложений, чтобы обеспечить конкурентоспособность на фоне развития других бизнесов.

В-третьих, желание владельца бизнеса избавиться от непрофильных активов, когда, с целью сосредоточения максимального количества ресурсов (денежных, людских, временных, интеллектуальных), на главном направлении деятельности выставляются на продажу те или иные бизнесы, которые существовали параллельно с ним либо случайно достались (за долги, в наследство, в процессе приватизации и так далее).

Отдельно следует выделить случаи продажи действующих предприятий по причине конфликта между собственниками. Кроме того, владельцы иногда продают бизнес, приобретенный ранее, с целью заработать на росте его стоимости.
Различные цели при приобретении бизнесов преследуют покупатели.

Часто покупка продиктована мотивом расширения своего бизнеса. При этом предприниматель стремится посредством покупки действующего предприятия укрепить свое положение на рынке, что достигается либо путем приобретения предприятия конкурента, либо за счет удлинения своей технологической цепочки, что обеспечивает снижение издержек, а также повышает управляемость, гарантированность (например, получения комплектующих) и контроль (над ценами, сроками, качеством и так далее).
Следующий мотив покупки действующего предприятия вызван желанием вложить свободные средства либо диверсифицировать вложения .

При этом покупка готового бизнеса часто оказывается предпочтительней создания его с нуля, поскольку в этом случае есть возможность миновать стадию начальных затрат без отдачи, и в наличии имеются уже раскрученная торговая марка, необходимые лицензии и сертификаты, работоспособная команда, клиентская база и тому подобное.

Кроме того, в ряде случаев покупатели, стремясь заработать на росте стоимости бизнеса, приобретают его, усиливают, развивают, а затем продают . То есть некоторые покупают бизнес и развивают его исключительно с целью дальнейшей продажи. Наряду с этим существует такой род деятельности, как покупка какого-либо бизнеса с целью последующей продажи его по частям.

Также покупатели приобретают действующие предприятия по причинам личного характера . Они могут быть связаны со стремлением следовать моде или создать определенный имидж, имея, например, собственный ресторан. Играет роль и желание извлечь какую-то личную выгоду (например, когда приобретаются средства массовой информации, с тем чтобы иметь определенные преимущества на выборах). Кроме того, к мотивам личного плана относятся желание предоставить поле деятельности родственникам или купить себе бизнес для души.

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БИЗНЕСА К ПРОДАЖЕ
Особенность работы по покупке и продаже действующих бизнесов определяется тем, что любой бизнес уникален, отличается присущими только ему характерными чертами, что требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Специфические особенности каждого бизнеса определяются многими факторами, среди которых личность его владельца, история создания компании, локальный рынок, на котором она функционирует, тип и состояние используемого оборудования, технология, персонал, характер клиентской базы и так далее.

В процессе совершения сделок купли-продажи бизнесов имеется ряд проблем. Как продавцу, так и покупателю бизнеса необходима объективная информация о реальном положении дел.

Основная проблема потенциальных покупателей при этом заключается в наличии высоких рисков, сопровождающих принятие инвестиционного решения, связанных с выявлением в будущем проблем с приобретаемым бизнесом, неизвестных тенденций на рынке, неучтенных обязательств и так далее. Ключевым моментом при этом является необходимость достоверной информации, позволяющей покупателю адекватно оценивать перспективы продолжения и развития бизнеса, а также иметь обоснованную оценку его стоимости.

Организовать куплю-продажу бизнеса самостоятельно, то есть силами его владельца, в большинстве случаев нереально . Опыт показывает, что подобным образом организованная работа, возможно, и дает некоторый эффект, например, в случае специфичности рынка продаваемого бизнеса, когда все его субъекты хорошо осведомлены друг о друге и об объекте сделки, но в целом успешное совершение сделок купли-продажи действующих предприятий возможно только при профессиональной организации процесса предпродажной подготовки и работы со всеми его участниками.
Чем профессиональнее бизнес будет подготовлен к продаже, тем эффективнее и успешнее будет сделка.

Удачи вам и успешного бизнеса желает
Алексей Русланович ВОЛОШИН, руководитель Южно-Российского филиала London Elite

Эта запись была опубликована 22.01.2010в 15:45. В рубриках: Бизнес-планирование, Инвестиции. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

Комментарии закрыты.